Бюджет Великого Новгорода: мнения специалистов

Сегодня в 18.00 в администрации Великого Новгорода пройдут публичные слушания по бюджету города на 2014 год. Если вы еще не ознакомились с этим финансовым документом, можете сделать это здесь. А пока представляем вашему вниманию мнение новгородских экспертов:

Экономист, общественница Анна Черепанова:

- У нас есть ряд серьезных замечаний к организации бюджетного процесса в Великом Новгороде.

Во-первых, публичные слушания проводятся после принятия бюджета города в первом чтении, что исключает возможность обсуждения и влияния на основные параметры.

Во-вторых, в Положении о бюджетном процессе не регламентирован порядок действий и согласительных процедур в случае отклонения Думой Великого Новгорода проекта бюджета в первом чтении. Такое ощущение, что городская Дума при любых обстоятельствах готова согласиться с проектом бюджета, разработанным администрацией города, а первое чтение превращается в формальную процедуру.

В-третьих, внесение изменений в бюджет города проходит без публичных слушаний, в то же время в течение года после принятия бюджета распределяются значительные финансовые ресурсы. Проект бюджета, который рассматривается на публичных слушаниях будет иметь мало общего с бюджетом, который будет исполнен по факту. Например, расходы бюджета в декабре прошлого года обсуждали в размере 4,1 млрд. рублей, а сегодня расходы уже составили 5,2 млрд. рублей. То есть, бюджетные ресурсы в объеме более миллиарда рублей потрачены без каких-либо обсуждений и консультаций, оценок со стороны гражданского общества. Не сомневаюсь, что то же самое нас ожидает в 2014 году, когда городская Дума ежемесячно будет уточнять цифры бюджета, не ставя об этом в известность горожан. Мы считаем необходимым внести изменения в бюджетный процесс по вышеназванным проблемам.

2. В 2014 году нас ожидает существенное снижение собственных доходов бюджета Великого Новгорода - на 18% (с 2,2 в 2013 году до 1,8 млрд.рублей в 2014 году). В первую очередь, уменьшение доходов связано:

- со снижением норматива отчислений от НДФЛ, поступающего в бюджет города с 20 до 15%;

- уменьшением планируемых доходов от продажи муниципального имущества.

Традиционно самым крупным источником собственных доходов городского бюджета является налог на доходы физических лиц. Снижение норматива отчислений негативно скажется на инвестиционных возможностях городского бюджета и увеличит зависимость самоуправления Великого Новгорода от политики правительства Новгородской области, его желаний и готовности выделять трансферты на поддержку городских программ и проектов. Если при планировании бюджета 2013 года собственные доходы составляли 54% общего объема доходов, то в проекте бюджета на 2014 год доля собственных доходов снижается до 43%. Местная власть, получающая больше средств от государства, чем от налогоплательщиков, скорее будет реагировать на сигналы сверху, а не запросы снизу.

3. Приняв бюджет в первом чтении, депутаты городской Думы закрыли вопрос об увеличении собственных доходов бюджета за счет установления дополнительного норматива отчислений от НДФЛ. Хотя, представительный орган местного самоуправления обладает правом законодательной инициативы и мог им воспользоваться и внести в областную Думу соответствующий законопроект. По нашим оценкам, дополнительный норматив должен быть не менее 10%, что ориентировочно составит 500 млн. рублей в казну города. Эти средства безусловно необходимы для модернизации коммунальной инфраструктуры; строительства новых сетей для обеспечения земельных участков, выделяемых льготным категориям граждан - многодетным и молодым семьям; исполнения судебных решений по капитальным ремонтам жилых домов. Принятие бюджета означает, что мы снова откладываем решение этих проблем в долгий ящик.

К.э.н., доцент, заслуженный работник науки и образования; доцент филиала РГГУ в Великом Новгороде Александр Калужин:

- Внешне бюджет - с минимальным дефицитом. Однако согласно цифрам, заложенным в проекте до 2016 года, наблюдается рост абсолютной суммы муниципального долга. А это, в свою очередь, приведет к росту расходов на его обслуживание, и тогда мы будем иметь более высокую планку дефицита бюджета к 2017 году.

Также не радует уменьшение объема неналоговых доходов. Часть предприятий, приносивших доходы в муниципальный бюджет (за счет арендных и иных плат), выставлены на приватизацию. А это повлечет переход собственника и соответственно недополучение денег в бюджет в последующие годы.

Снижены расходы на жилищное хозяйство, а это, по сути, означает, что эта часть ЖКХ перекладывается на плечи собственников. Но радует хотя бы то, что увеличиваются расходы на коммунальное хозяйство.

Смущает и графа «социальные расходы». Так, на физическую культуру и спорт планируют выделить в 2014 году всего 17 млн. рублей – малозначительная сумма (менее 1% от общего объёма бюджета), тем более в свете государственной политики в направлении данного направления. Также не велика сумма на культуру – 114 млн. рублей (порядка 7%).

Председатель Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода Александр Ломоносов (анализ показателей прогноза социально-экономического развития Великого Новгорода – выдержки):

Согласно предложенному Прогнозу, численность занятых в экономике составит на конец 2013 года 119,5 тыс. чел. и достигнет 120,2 тыс. чел. в 2016 году. Соответственно, уровень безработицы будет снижаться до минимального уровня в 0,99 %. Число средних и малых предприятий, включая микропредприятия, увеличится примерно на 50 единиц к концу 2016 года, обеспечивая работой дополнительно почти тысячу человек.

Индексы промышленного производства уже не достигнут уровня 2012 года в 110,6 %, но ожидаются за 2013 год 104,1 %, далее прогноз по годам: 105,0 %; 105,5 %; 106,8 %.

Поскольку риск невыполнения доходных показателей бюджета 2014 года, на наш взгляд, существует, полагаем оправданным осторожный подход Администрации Великого Новгорода при планировании доходной части и дефицита бюджета.

Основные параметры бюджета

Доходы – 4 млрд. 249 млн. 119 тыс. рублей, расходы – 4 млрд.341 млн.565 тыс. рублей, дефицит – 92 млн. рублей.

Для покрытия дефицита в 2014 году прогнозируется привлечение коммерческих кредитов в сумме 59 млн. 947 тыс. рублей и доходы от продажи акций ОАО «Троллейбусное депо» в сумме 32 млн. 500 тыс. рублей. На момент составления настоящего заключения соответствующий проект решения о внесении изменений в программу приватизации муниципального имущества вынесен на рассмотрение Думой Великого Новгорода на заседании 26.11.2013 года.

Общая сумма расходов на исполнение собственных полномочий сократилась в проекте бюджета на 12 % к уровню текущего года, результаты анализа прогнозируемых расходов изложены в соответствующем разделе настоящего заключения.

Доходы бюджета

Проект бюджета на 2014 год сформирован исходя из следующих факторов: снизился норматив зачисления в бюджет муниципального образования НДФЛ с 20 % до 15 %; увеличен с 80 % до 100 % норматив зачисления доходов от распоряжения неразграниченными земельными участками; появился новый источник доходов, зачисляемый в муниципальный дорожный фонд - отчисления от акцизов на автомобильное горючее и масла.

На очередной финансовый год поступления от аренды имущества сократятся на треть в связи с его приватизацией. Более чем в два раза по отношению к ожидаемым поступлениям текущего года снижен прогноз по поступлению прочих неналоговых доходов.

Уменьшение плановой суммы указанных доходов связано прежде всего с непредсказуемостью прогнозирования доходов от аукционов на право размещения рекламы. Главным администратором планируется получить от данной деятельности 3 млн. 900 тыс. рублей, тем не менее, в ходе торгов сумма может значительно меняться. Кроме того, на сумму прогноза повлияло выделение доходов от эксплуатации и использования имущества муниципальных автодорог в отдельный код доходов, а также снижение сумм платежей по полученным ранее жилищным кредитам.

Расходы городского бюджета

Сокращен на 10% к уровню текущего года фонд оплаты труда муниципальных служащих.

Значительно сокращаются планируемые расходы на организацию и проведение выборов в 2014 году по причине их проведения в текущем. Так, согласно уточненному бюджету 2013 года, на подготовку и проведение выборов Главы муниципального образования и депутатов Думы Великого Новгорода произведенные расходы составили 12 млн. 796 тыс. рублей (без учета содержания членов избирательной комиссии муниципального образования).

Уменьшаются планируемые расходы на проведение общегородских мероприятий и праздников (на 2014 год предусмотрены средства в размере 2 млн. рублей против 4 млн. рублей текущего года).

В общем объеме расходов, затраты, связанные с содержанием автотранспорта администрации, составят более 17 млн. рублей. Так, на заработную плату водителей (с начислениями) предусмотрено 9 млн. 318 тыс. руб., на ремонт и обслуживание 30 единиц автотранспорта предусмотрено 2 млн. 100 тыс. рублей. На приобретение горючего и смазочных материалов запланировано 4 млн. 742 тыс. рублей. Кроме того, на аренду двух единиц автотранспорта предусматриваются средства в сумме 192,5 тыс. рублей.

Анализ расходов по некоторым разделам:

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы городского бюджета, осуществляемые за счет собственных полномочий, предусмотрены на 5 % больше, чем ожидаются в текущем году.

Расходы по разделу «Охрана окружающей среды» увеличены более чем в 6 раз к уровню исполнения текущего года в связи с планированием средств на строительство первого пускового комплекса второй очереди полигона твердых бытовых отходов в сумме 3 млн. 659 тыс. рублей.

Собственные расходы городского бюджета на «Образование» уменьшились на 26,7 %, что составляет в сумме более 270 млн. рублей. При этом, общий объем расходов на отрасль не уменьшился. Причиной снижения уровня собственных расходов является перераспределение полномочий по оплате труда различным категориям работников системы городского образования между городом и областью.

На «Культуру и кинематографию» собственные расходы в 2014 году вырастут на 3 %, на «Физическую культуру и спорт» снизятся 23%.

Докторант НовГУ, к.э.н. Дмитрий Минин:

- Ожидается рост доходных источников бюджета, в том числе за счет земельного налога (они возрастут почти на треть), что хорошо – это связано с повышением качества учета земель и частичной переоценкой.

На 2014 год запланировано некоторое снижение поступлений в бюджет, но это не повод расстраиваться, поскольку общее замедление экономики планируется во всем мире.

О расходах: они примерно держатся на одном уровне за все, в том числе и плановые периоды.

Что касается конкретизации расходов, то тут выделю некоторые негативные факторы. Например, сокращение расходов на образование – скорее оно связано с общей стагнацией экономики. Но как показано в проекте, в последующие годы расходы возрастут - это хорошо.

Высокая доля расходов на ЖКХ. В принципе я, как экономист, ратую за оптимизацию данной структуры и внедрение ресурсосберегающих технологий. То же самое касается и дорожных расходов. Хотя наблюдается ряд положительных тенденций, но основная проблема, я думаю, в контроле качества и полного выполнения подрядчиком своих обязательств (как в принципе и в других областях). То же касается и введения в строй нового жилья.

Обобщу - снижение показателей в 2014 связано с общероссийскими и общемировыми тенденциями. Но при этом я бы призвал повысить контроль исполнения обязательств, как со стороны администрации, так и общественности.