Совместные закупки: плюсы, минусы и любители «халявы»

На носу Новый год, и все мы скоро отправимся за подарками для самых близких и любимых. Кто-то пойдет в магазин накануне праздника, а кто-то сделает это заблаговременно через интернет. Но, решив сэкономить, не спешите отправляться в интернет за «совместными закупками». Прежде, чем «кликать», потратьте несколько минут вашего времени на чтение и, возможно, эта статья убережет ваш кошелек и нервы.

Современные челноки

Помните, как выглядели челноки в уже далёкие 90-ые? Думаете, они сильно изменились? Внешне они все те же - в основном, дамы, нередко с огромными клетчатыми сумками... Только многие из них сегодня не ездят в Москву и, зачастую, не имеют собственных лавок. Тут надо оговориться, определенный процент все-таки закупает товар именно для перепродажи в своих магазинах, но большая часть работает за небольшой процент - от 16% от заказа, а то и вовсе за возможность приобрести товар для себя, сэкономив на доставке и  выступив организатором для таких же желающих сэкономить. Это добро они заказывают через интернет, их клиенты - простые новгородцы, и объединяют их так называемые «совместные закупки».

Для тех, кто не знает, это такой способ приобрести товар (от детских игрушек до штор, продуктов и автоаксессуаров) в складчину напрямую у производителя, минуя такие факторы, увеличивающие конечную цену товара, как аренда торговой площади, заработная плата продавцу, коммунальные услуги и прочие расходы, связанные с содержанием магазинов. Товар в закупках покупается по цене поставщика, стоимость увеличивается лишь на оплату доставки до нашего города и поощрение организатору закупки.

На этом, с позволения сказать, рынке сегодня в городе работают три крупных игрока - интернет-ресурс «ЧудоМама», портал «ЛагунаСити» и разнообразные закупочные группы «ВКонтакте». К моему большому сожалению, организатор самой крупной из них - «Покупай с умом», заявила, что на мои вопросы не будет отвечать, поскольку сочла их «вопросами о личной жизни и работе третьих лиц, а это - нарушение конституции». Однако остальные с удовольствием рассказали о своей работе.

Экономим вместе

- Совместные закупки - сейчас быстрорастущее направление. Примерное количество людей, участвующих в них, по нашему мнению, около 20 тысяч человек (включая область). Это реальные цифры, так как суммировать цифры групп «ВКонтакте» бессмысленно, поскольку 99% людей состоят сразу в нескольких группах. Основная целевая аудитория - это, конечно, женщины 20-45 лет, - рассказывает руководитель проекта «ЧудоМама» Юлия Трофимова. - Именно их интерес - это купить хорошие вещи дёшево, даже не взирая на то, что нельзя «прямо сейчас взять и одеть». Но это основной «костяк». На самом деле приходят люди и более старшего, даже «далеко пенсионного» возраста, что несколько разрушает стереотипы.

Как утверждают организаторы закупок - это не только ценовая выгода, но ещё и более широкий ассортимент, нежели способен представить любой магазин или рынок города. Кроме того, есть возможность обсудить интересующую вещь с другими покупателями и сделать заказ тогда, когда удобно: в выходные, ночью или даже с работы.

- Есть и минусы. Покупку нельзя «пощупать», поэтому заказанная вещь иногда оказывается немного другого цвета или фактуры (так называемый пересорт, о котором заранее предупреждают организаторы). Часто это связанно с тем, что монитор не всегда корректно отображает картинку. Иногда заказанной вещи может не оказаться на складе поставщика. Нюансы есть. Но это «плата за цену», - признается Юлия. - Обычная наценка рынков и розничных магазинов составляет от 100 до 300 процентов. Это становится видно сразу, как только открываешь закупки. Организатор закупки обычно ставит наценку 20-25%. Разница, как видите, на порядок. Но отнимите от этого транспортные расходы, электричество, интернет и телефонию - останется ещё меньше.

А если организатор ведет бизнес «по-белому»: платит налоги, является предпринимателем - и того меньше. Закупки - это бизнес на доверии. Но, к сожалению, есть организаторы, которые этим пренебрегают.

- Все наши организаторы являются ИП или юридическими лицами, с каждым заключен официальный договор на работу на ресурсе, - заверила представитель портала «ЧудоМама». - При этом мы уже 2,5 года не принимаем новых предпринимателей, чтобы не получить «под своё крыло» мошенников.

Закупочная лагуна

- И у нас прежде, чем стать организатором, необходимо «заработать» себе репутацию ответственного покупателя, лишь потом кандидатура будет рассмотрена. Чего уж таить, была у нас по первому времени такая парочка, которая попыталась вести нечестную игру. Сейчас, насколько я знаю, они находятся в различных группах «Контакта». Мы следим за тем, чтобы организаторы соблюдали правила, установленные в СП. Если где-то поленились или мы получили сигнал от участника, сразу берем ситуацию на контроль и ведем до устранения, - рассказывает один из начинателей совместных закупок в Великом Новгороде, представитель администрации «ЛагунаСити» Анатолий Ляпустин. - Каждого организатора я знаю лично, а не только по общению в интернете. Провожу фэйс-контроль и беседу перед приёмом.

Анатолий подчеркнул: они быстро поняли, что «ВКонтакте» невозможно реализовать удобства СП для пользователей и организаторов, а также там велик шанс удаления группы бесследно, без предупреждений со стороны модераторов соцсети.

- Организаторы у нас, конечно, бесследно не исчезали, собрав денежки, но уже тогда мы понимали, что необходимо по максимуму обезопасить участников закупок от таких возможностей, поэтому приступили к разработке специальной программы для закупок. Так была создана первая в Новгороде специализированная площадка для ведения закупок «ЛагунаСити». В её разработке принимали участие и программисты, и организаторы, то есть нас учтены все нюансы ведения закупок, - заверил собеседник издания. - Ежедневно по первому требованию организатора программист делает что-то новое, сейчас у нас в планах переход на электронную систему выдачи заказов. Выдавать закупки становится все труднее, объем заказов увеличился больше, чем на 200% по сравнению с прошлым годом. Сейчас в месяц через Центры выдачи проходит примерно 500 закупок, в среднем в каждой закупке по 50 человек.

По словам Юлии Трофимовой, их цифры сегодня тоже растут быстрыми темпами. Так, сейчас в одном из центров выдачи товаров «ЧудоМама» люди получают до 1000 заказов ежедневно. Чтобы работа не стопорилась при таких объемах, вводятся все новые системы и возможности. Вдобавок к электронной выдаче товаров запускаются «Карты постоянного покупателя».

- При этом, удовлетворение организатора от проведения закупки больше моральное, чем материальное. Мы хотим сохранить идею именно совместной покупки, а не превратить это в бизнес, как сейчас это имеет место быть на многих новгородских ресурсах, - отметил в свою очередь Анатолий Ляпустин. - Администрация контролирует, чтобы не завышали организаторский процент - в среднем 16%.

Новгородская «Сонька - золотая ручка»

Экономия экономией, но ложку дёгтя всё-таки внесу. Простая схема «утром деньги - вечером стулья» не может не привлекать желающих получить лёгкие деньги. Вот и в Великом Новгороде нашлась молодая, инициативная дама по имени Светлана Иванова, гроза новгородских закупок. Она не только «разводила» организаторов, принося им «липовые» чеки, и забирая товар, который оплатил кто-то другой, но и стала играть по-крупному: создавала (по информации из соцсети, продолжает до сих пор) закупки сама, люди переводили на её карту деньги, и когда набиралась достаточная сумма, исчезала. Лично мне за время подготовки материала пришло несколько писем от девушек, пострадавших от её изобретательности. Но сколько веревочке не виться... Нашлись те, кто обратился в полицию. В конце августа против ушлой новгородки возбудили уголовное дело по статье 159 УК - мошенничество.

- Если вы пострадали от рук этой женщины, или вас обманул в интернете кто-то другой, обращайтесь в полицию. Даже в сети преступники оставляют свои следы, и что бы не говорили обыватели, но и такие дела сейчас раскрываются, - заверили нас в УМВД по Новгородской области.

Делом мадам Ивановой сейчас занимаются следователи городской полиции. Если вам есть, что рассказать - обращайтесь по адресу: улица Кооперативная, 9а. Пожалуй, это лучше, чем обсуждать злодейку в соцсети и ждать, что она добровольно вернёт обещанные деньги...

Экономия без развода

Организаторы с «ЧудоМама» составили простые правила для, тех, кто не желает отдавать кровно заработанные мошенникам и хочет действительно сэкономить (некоторые пункты подойдут и для интернет-магазинов):

1) Во-первых, проверьте, как давно существует интернет-ресурс, на котором вы собираетесь закупаться. Очень часто открываются «сверхдешевые» ресурсы и организаторы, которые исчезают сразу после сбора средств. Удалить из социальной сети все данные о своей работе - дело нескольких минут. Отследить - практически нереально.

2) Выберите для себя степень риска. Если организатором закупки является юридическое лицо (ООО или ИП), то Ваши взаимоотношения находятся под защитой законов РФ, вы можете выставить официальные претензии, на которые предприниматель обязан будет отреагировать. Если вы участвуете в закупках, которые организуют физические лица, то ваши отношения идут лишь под «честное слово» организатора.

3) Основной «рекламный трюк» в совместных закупках - это так называемый «низкий процент». Очень часто в целях конкуренции организаторы заявляют малую наценку на товар. В глазах покупателей данное предложение начинает выглядеть конкурентоспособно, так как никто не в состоянии удержать в голове все цены, особенно в условиях такого гиперпредложения.

Но вся соль, как известно, в деталях. Практически всегда данные заявления подразумевают, что организатор выставил завышенный оптовый прайс, от которого идёт наценка, либо в правилах закупки прописывается, что вы отдельно будете доплачивать за доставку. В результате, заявленные 15% превращаются в реальные 40-50%. Поэтому принимая решения о покупке, выясняйте всегда точную конечную стоимость товара и сравнивайте её с аналогичными предложениями на других ресурсах.

4) Уточняйте условия получения. Некоторые организаторы предлагают забирать заказы исключительно у себя дома в строго назначенное время. Но ведь это место может оказаться в противоположном конце города, а значит, ваши транспортные расходы будут сопоставимы или превысят «экономию» от покупки. Кто-то «раздаёт» заказы в определённое время в разных частях города с машины, что например, зимой не очень комфортно. На некоторых ресурсах есть возможность выбрать Центр выдачи, расположенный в вашем районе, куда Вы можете прийти в любое удобное для Вас время.

5) Обратите внимание на площадку, где идет закупка. Создание страницы в социальной сети не занимает много времени и совершенно бесплатно. Работающие там организаторы находятся в зависимости от политики владельцев сети, которая на данный момент нейтральная, но в любой момент может поменяться в любую сторону. Разработка отдельного ресурса, более затратная. Но это позволяет организовать более богатый функционал и гарантирует, что проект – не однодневка. Стараясь сохранить покупателей, борясь за свой имидж, владельцы всегда будут стараться решить возникшие проблемы клиентов, так как от этого зависит возврат вложенных средств.

На данный момент выбор большой и он остаётся за вами.

Фото Татьяны Яковенко и с просторов интернета.