Мечта о небе: нужен ли Великому Новгороду аэропорт?

Министерство обороны России согласилось передать в собственность Новгородской области аэродром «Кречевицы». Об этом сообщил на одном из последних брифингов Сергей Митин. Нужен ли Великому Новгороду аэропорт? И, если да, то какой: регионального уровня или большой, международный? И как обстоят дела с воздушным транспортом в соседних регионах?

Как убивали новгородскую авиацию

Фактически Новгородчина осталась без авиации в 1999 году. С тех пор пассажирские рейсы из аэропорта «Юрьево» не летали. А 31 августа 2006 года аэровокзал был официально ликвидирован. Дорога назад была закрыта сразу с началом строительства микрорайона Аркажи. Взлётно-посадочную полосу засыпали землёй, а имущество аэропорта из-за многомиллионных долгов пошло с молотка.

Примерно в то же время начались разговоры и о готовящемся строительстве терминала на территории военного аэродрома в Кречевицах. На тот момент там ещё «квартировал» 110-й Военно-транспортный авиационный полк. Однако 14 октября 2009 года он был расформирован. На аэродроме осталась только комендатура и ремонтные мастерские.

Ещё в 1976 году с западной стороны аэродрома началось возведения зала ожидания на 300 мест для гражданских пассажиров. Строилась дорога со стороны Витки. Однако по каким-то причинам «необходимость в аэровокзале» в Кречевицах отпала. К теме вернулись только в 2006 году. Проект реконструкции взлётно-посадочной полосы сразу привязали к готовившемуся 1150-летию Великого Новгорода. Планировалось, что к июню 2009 года объект сдадут. Но сначала срок окончания работ сдвинули на весну 2010-го, а потом и вовсе выяснилось, что региональные власти никак не могут договориться о передаче земельного участка, на котором располагается аэродром, в собственность области. А без этого строительство терминала оказалось невозможным.

Большой или маленький?

Тем временем, первые лица Новгородчины уже поспешили наобещать, что «Кречевицы» станут резервом для «Пулкова» и смогут принимать международные рейсы. В принципе, ничего невозможного в этой перспективе нет. Однако будет ли такой вариант развития авиации в Новгородской области рентабельным – большой вопрос. С просьбой оценить возможные перспективы будущего аэропорта мы обратились к человеку, который гораздо больше нас разбирается в теме – руководителю новгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Вячеславу Сенигову.

– Я думаю, что начинать нужно с малого. Какой смысл строить большой аэропорт, если не будет загрузки? Конечно, лишней посадочная полоса поблизости никогда не бывает. Поэтому, как минимум, в нормальном состоянии аэродром поддерживать надо. Ходили и разговоры о возможном строительстве грузового терминала на территории аэропорта.

И всё же начинать надо с малой региональной авиации, – продолжает рассуждать Сенигов. – Пускай это будет средний класс: командировочные полёты, выполнение каких-то авиационных работ. Возможность восстановить систему малой авиации, подобную той, которая была в советское время, есть. Всё будет зависеть от окупаемости, объёмов господдержки, вливаний частных средств. И для выполнения рейсов малой авиации не обязательна реконструкция «Кречевиц», достаточно будет тысячеметровой полосы. И тогда, с разработкой штатного расписания, можно будет открывать аэропорт четвёртого класса, необходимый для малой авиации. Дальше можно будет смотреть по пассажиропотоку, – подвёл итог руководитель авиационно-спортивного клуба.

Сенигов привёл в качестве примера развитие авиации во Пскове:

– Из столицы соседней области летает самолёт в Санкт-Петербург. Стоимость билета – что-то около 800 рублей. Взяли на борт 30 человек и полетели. Полёт длится в районе часа. Если бы у нас был аэропорт, этот самолёт мог бы садиться в Новгороде, производить тут ротацию пассажиров и лететь дальше в Питер. Лёту отсюда до Северной столицы – 30-35 минут, – делится опытом Сенигов.

А что у соседей?

Любопытно, что не только в Псковской области, но и других соседних с Новгородчиной регионах собственные аэровокзалы есть. Аэропорт «Вологда» с недавнего времени принимает рейсы из Санкт-Петербурга всё той же компании «Псковавия» на самолётах Ан-24. Также со взлётной площадки происходит отправка чартерных рейсов. Впрочем, в Вологодской области есть и другой аэропорт – в Череповце. Он принимает самолёты из Москвы, Великого Устюга, Санкт-Петербурга, Ухты, Мурманска, Минска, Хельсинки.

Две посадочные площадки есть рядом с Тверью. Активно эксплуатируется аэродром совместного базирования «Мигалово». До 2002 года он имел статус международного аэропорта, когда там находился филиал государственной транспортной компании «Россия». Однако после его ликвидации 11 лет назад деятельность гражданского терминала была приостановлена на неопределённый срок. Сейчас с этой площадки выполняются только учебно-тренировочные полёты и военно-транспортные рейсы за рубеж. Ранее вблизи столицы соседней области был и региональный гражданский аэропорт «Змеево». Однако в связи с отсутствием местного воздушного сообщения фактически терминал прекратил своё существование. К слову, население Твери почти в два раза больше, чем Новгорода.

Зато в Великих Луках, где есть действующий аэропорт, людей живёт вдвое меньше, чем столице нашего региона. Местный терминал существует больше полувека. В настоящее время он принимает региональные рейсы, а также пассажирские самолёты из Санкт-Петербурга.

Возрождение?

То есть в некоторых регионах ситуация похожа на нашу, ряд других в вопросе воздушных перевозок ушёл заметно вперёд. В том же Пскове, который ставят в пример, в 90-е годы гражданская авиация практически прекратила своё существование. Почти в одно время со всплеском внимания к авиации в Великом Новгороде и наши западные соседи решили возродить воздушные перевозки. В 2006 году было выполнено удлинение взлётно-посадочной полосы. В следующем была принята региональная программа по развитию авиационных услуг. С этого времени возобновилось авиасообщение между Псковом и Москвой. А в августе 2013 года полетели самолёты из этого аэропорта и в Санкт-Петербург.

А в Новгороде тем временем продолжали решать вопрос с передачей земли. Эта история чем-то напоминает грандиозную эпопею со строительством стадиона футбольного клуба ЦСКА: получены все согласования, проект готов, только министерство обороны всё землю никак отдавать не хочет.

Комментируя ситуацию с передачей земли области, в департаменте транспорта и связи нам сообщили следующее: «Минобороны России не планирует использование аэродрома «Кречевицы» в интересах авиации Вооружённых сил Российской Федерации и готово передать имущество аэродрома после исключения его из государственного реестра государственных аэродромов Российской Федерации. В настоящее время подготовлено письмо в Министерство обороны РФ об условиях передачи имущественного комплекса и земельных участков аэродрома, а также представлен перечень объектов, необходимых для использования его после реконструкции в структуре гражданского аэродрома». Также нас поставили в известность, что вопрос с инвестором и подрядчиками будут решать только после передачи имущества.

Вместе с тем, губернатор на одном из недавних брифингов, говоря об итогах дней Санкт-Петербурга в Новгородской области, одним из важнейших результатов назвал то, что властям региона удалось достичь предварительной договорённости с потенциальным инвестором, который заинтересован во вложении денег в реконструкцию взлётной площадки на севере Великого Новгорода.

Мы также решили изучить общественное мнение о возможном возрождении авиации на Новгородчине. Для этого мы предложили нашим читателям ответить на вопросы: нужен ли области свой аэровокзал, каким он должен быть, и готовы ли они пользоваться его услугами для полётов в соседние регионы. Большинство опрошенных сошлись во мнении, что аэропорт городу нужен. Около трети из них затруднились ответить, на какие самолёты он должен быть рассчитан. Большинство остальных мечтают о малой авиации, которая позволит быстро добираться до столиц и других городов России, а также летать за рубеж.

Специалисты убеждены, что при разумном подходе аэропорт может стать доходным. В последнее время на рынке воздушных перевозок активизировались авиакомпании-дискаунтеры. В частности, опрошенные часто упоминали лоукостера «Добролёт», который планирует начать выполнять авиарейсы с 2014 года. В пользу возможной окупаемости новгородского аэропорта при подобной организации дела говорит и популярность финских взлётных площадок у российских туристов. Так, многие предпочитают рейсам из Пулкова добираться до аэровокзалов соседней страны и уже оттуда лететь в дальнее зарубежье. При этом затратная сторона путешествия уменьшается едва ли не в полтора раза.

История со строительством гражданского аэродрома в Великом Новгороде уже успела стать притчей во языцех. Поэтому делать предположения о сроках, в которые заинтересованным людям удастся наладить авиасообщение с другими регионами, – дело бессмысленное и неблагодарное. Однако, учитывая позитивный опыт Пскова и других российских регионов, хочется надеяться, что рано или поздно и этот вид транспорта станет доступен для новгородцев.

Фото: 3,7 – Татьяна Яковенко, 5,6 – Алексей Александров, 2 – портал «novgorod.ru», 4 – официальный сайт компании «Псковавиа».