Счетная палата подготовила отчёт, неблагоприятный для «ПАТ-2» и «ТД»

В докладе новгородской Счётной палаты говорится о росте убытков предприятий и одновременно – о покупке «ПАТ-2» автомобилей повышенной комфортности и домашнего кинотеатра.

ПАТовая ситуация

КСП провела «экспертно-аналитическое мероприятие по анализу финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования муниципального имущества за 2011-2012 годы» в «ПАТ-2» и в «Троллейбусном депо». В отчёте говорится, что «ПАТ-2» получило убыток - 30,2 миллиона рублей и 79,7 миллиона рублей в 2011 и 2012 годах. То есть, убыток увеличился в 2,6 раза. Чистый убыток в 2011 и 2012 годах составил соответственно 45,9 миллиона рублей и 42,1 миллиона рублей. А размер задолженности за два года увеличился до 141,1 миллиона рублей. Выручка в 2012 году составила 433,6 миллиона рублей, сократившись почти на 30 миллионов рублей. Более чем в два раза, со 151,9 миллиона до 70,1 миллиона,  уменьшилась за отчетные годы остаточная стоимость основных средств, находящихся на балансе предприятия.

Но на этом фоне «в анализируемом периоде предприятием приобретены четыре легковых автомобиля общей стоимостью 3,5 миллиона рублей, при этом два из них повышенной комфортности: Hyundai Grand Starex за 1,77 миллиона рублей и Peugeot-508 за 971 тысячу рублей. Также были приобретены два телевизора LG, один из них с домашним кинотеатром.

Отметим также, что в 2012 году из-за пересмотра коллективного договора на расходы предприятия стали относится затраты на питание работников - 4,3 миллиона рублей, выросли расходы на содержание помещений и охрану.

«Ваши новости» попросили прокомментировать доклад КСП директора «ПАТ-2» Дмитрия Веркина. Он заявил нам, что отчёт, по его мнению, связан с деятельностью некоторых депутатов прошлой Думы, и что с его выводами он не согласен.

Согласился он только с таким выводом КСП:

«Нет оснований рассчитывать в будущем на увеличение рентабельности работы МУП «ПАТ-2» и улучшения его финансового состояния без более полного возмещения предприятию убытков от проезда льготных категорий граждан или увеличения уровня тарифной нагрузки на население города». На вопрос, каким на его взгляд должен быть тариф, он сказал:

- Сейчас транспортники называют цифру – 20 рублей.

Напомним, что сейчас новгородцы ездят в автобусах и троллейбусах за 16 рублей.

От других комментариев директор «ПАТ-2» отказался.

В докладе Контрольно-счётной палаты говорится, что в «ПАТ-2» в 2011-2012 годах произведено списание практически половины парка автобусов (80 единиц). И «в результате списания техники предприятие утратило возможность своими силами выполнить условия заключенного с администрацией Великого Новгорода договора транспортного обслуживания населения».

А условиями договоров об аренде 93 автобусов до 31 декабря 2014 года «не предусмотрено право выкупа арендуемых транспортных средств, по окончании срока аренды предприятие обязано вернуть арендодателю предметы аренды, при этом возврат осуществить в месте, указанном арендодателем с отнесением всех расходов по возврату на счет предприятия». Арендодатель имеет право расторгнуть договор в случае невыполнения арендатором условий, а вот «Расторжение либо изменение условий договоров по инициативе арендатора не предусмотрено».

Также, отмечено в докладе, по этим договорам арендодатель – компания «Питер-авто» - получила право финансового контроля над деятельностью муниципального предприятия.

Уменьшение затрат на горючее (на 10% в 2012 году), по выводу КСП «не сопоставимо с объемом вновь приобретенных предприятием обязательств по оплате аренды автобусов» - они увеличили затраты предприятия почти на 50 миллионов рублей. А затраты на обслуживание и ремонт арендованной техники в 2011-2012 годах оказались сопоставимы с эксплуатационными показателями имеющейся техники. В 2012 году более чем в четыре раза (с 1,3 миллиона рублей до 5,6 миллиона рублей) увеличились расходы на оплату другим организациям услуг – в основном, это было связано с выполнением работ по опрессовке газовых систем и аттестации баллонов на технике, взятой в аренду.

Вице-мэр Великого Новгорода Павел Морозов сказал «Вашим новостям», что аренду автобусов можно будет продлить и далее 2014 года и что серьёзных проблем с арендодателем у «ПАТ» нет. Так что исчезновение автобусов с городских улиц Великому Новгороду не грозит.

Эффект нивелирован

Как известно, «Троллейбусное депо» было выделено в отдельное предприятие, но, по выводу КСП, эффект от этого был нивелирован. Хотя «ПАТ» сократило, например, расходы на электроэнергию, но за 2012 год «затраты МУП «ПАТ-2» не уменьшились, а возросли на 20 миллионов рублей».

Ещё цифры из доклада: в результате аренды автобусов на 30 миллионов рублей увеличилась кредиторская задолженность. На 11 миллионов рублей увеличилась задолженность по налоговым платежам, на 34,8 миллиона - задолженность по платежам во внебюджетные фонды. В 2012 году предприятием уплачено в счет штрафных санкций за нарушение налогового и иного законодательства 5,8 миллиона рублей.

В свою очередь, бюджеты должны автобусному предприятию за перевозку льготников. Но взыскивать эти деньги пришлось в суде. По решениям арбитражного суда в пользу МУП «ПАТ-2» взыскано 414,6 миллиона рублей – за перевозку льготников в 2008-2011 годах. Минфин погасил свой долг, перечислив предприятию 252,9 миллиона рублей. А вот областной бюджет 161,8 миллиона рублей долга не возместил.

Проанализировала КСП и деятельность «Троллейбусного депо». Здесь положение дел ещё более печальное.

«На настоящий момент ОАО «Троллейбусное депо» находится в предбанкротном состоянии. Задолженность предприятия во внебюджентные фонды эквивалентна семимесячным начислениям взносов, долги перед энергетиками составляют полугодовой объем электропотребления».

«В 2013 году ОАО «ТД» из бюджета города предоставлена субсидия в сумме 6 миллионов рублей, что позволило снизить чистые убытки предприятия по состоянию на 30 июня 2013 года до 25 миллионов рублей. Кроме того, достигнутая договоренность с МУП «ПАТ-2» о выделении предприятию беспроцентного кредита в сумме 20 миллионов рублей позволит покрывать убытки ОАО «ТД» еще некоторое время. Вместе с тем, само по себе предоставление подобного кредита является неэффективным расходованием средств, так как направление кредитных ресурсов на «проедание», а не на инвестиции, лишает оба предприятия возможности в перспективе улучшить свое финансовое состояние».

В качестве меры по выводу предприятия из предбанкротного состояния названо «создание в городе маршрутов с приоритетом троллейбусного движения... В настоящее время дублирование троллейбусных маршрутов автобусами составляет в среднем 70%, что снижает доходность троллейбусного транспорта».

Но в городском бюджете деньги на расширение контактной сети, очевидно, не появятся. Впрочем, как известно, сейчас «Троллейбусное депо» готовится к продаже, которая, возможно, всё-таки состоится.