Эксклюзив «ВН»: кто, как и за сколько содержит новгородские дороги

Не ругайте дорожника, он делает ровно на столько, сколько ему заплатили

У 2013 года есть все шансы стать знаковым в теме ремонта дорог в Новгородской области. Я вовсе не имею в виду поутихший уже скандал вокруг «дорожного дела». По мнению новгородских дорожников, карты сейчас ложатся таким образом, что у многострадальных дорог появился шанс на то, чтобы их начали ремонтировать и содержать по принятым в стране стандартам: отмена 94 ФЗ, восстановление Дорожного фонда и смена (куда без этого?!) в регионе главных ответственных за дороги лиц…

Ждем аукциона и денег

Если упростить систему ремонта и содержания дорог до наглядной схемы, получается так: администрация сначала планирует, распределяет бюджет, потом готовит аукцион, дорожники в свою очередь ждут аукцион, и только потом ремонтируют дороги. И чем раньше сработают первые, тем быстрее выйдут с лопатами (или иным оборудованием в зависимости от задачи) вторые.

Мы не будем говорить о капремонтах, аукционы на которые, к слову, по мнению не чиновников, порядком затянулись. Их результаты и без того воочию увидят этим летом все новгородцы. Я хочу поговорить о тех, чей труд менее заметен. Я говорю о фирмах, которые летом латают ямы и чистят дороги, а зимой разгребают снег и засыпают песком гололёд.

Сегодня их труд оценивается лишь на 15% от принятых в стране нормативов, при этом они умудряются сделать так, что автобус в самый сильный снегопад мог доехать до отдаленной деревни. Приведу цифры: при рекомендованном нормативе Федерального дорожного агентства в 820 тысяч рублей на один километр ремонта и содержания дороги, новгородские дорожники получают только 120-130 тысяч. И даже эти крохи не всегда удается получить своевременно:

- Аукционы на ремонт и содержание дорог должны проходить, в крайнем случае, в конце осени. У нас же он на 2013 год был проведен откровенно поздно: 29 декабря. Дотянули до последнего, при этом сама система контракта не очень удобная получилась. Если изначально объявлялся трехлетний аукцион, вместо полугодовых, как это было в 2012 году и ранее, то потом контракт был быстро переигран, внесли изменения в документацию, и он стал годовым. Просто кому-то это очень не понравилось, и кто-то решил, раз в этом году не удалось получить контроль над отраслью, то получит его в следующем, - поделился своим мнением с «Вашими новостями» финансовый директор ООО «Новгородское дорожно-ремонтное предприятие» Денис Орлов.

По сути, что такое содержание: зимой - посыпка песчано-соляной смесью, летом - ямочный ремонт, содержание обочин, подрезка кустов, ремонт и покраска дорожных знаков. При этом во все сезоны нужны расходные материалы, которые выгодно покупать оптом и своевременно.

- Когда полностью меняется асфальт, аукционы могут проходить в начале года и это нормальная ситуация. Там есть период, когда можно подготовиться, а вот с содержанием очень много вопросов связано с переходом сезонов. Если мы не будем уверены в том, что мы обслуживаем дороги и на следующий год, то мы не можем проводить закупки необходимых компонентов для проведения работ. Самая оптимальная система для обслуживания дорог - длительные контракты. Это вообще нормативы «Росавтодора», которые рекомендуют на обслуживание и содержание дорог - заключать трех и даже пятилетние контракты.

 

Отдельная копилка

С конца 90-ых - начала 2000-ых была расформирована система дорожных фондов, которые, по сути, являлись отдельной защищенной от посягательств копилкой на ремонт транспортных артерий. А финансирование региональных межмуниципальных дорог, за которые отвечает область и муниципалитеты, было возложено на плечи регионального бюджета. В итоге на практике дороги финансировались по принципу, что останется от «социалки».

- Дороги были в запустении, потому мы сейчас и имеем, то, что имеем. Но пошел уже третий год после возвращения системы, и в восстановленный Дорожный фонд стали поступать деньги от транспортного налога, который взимается с автомобилистов, и топливные акцизы, получаемые с розничной продажи заправок. И эти деньги теперь защищены, их нельзя направить ни на что другое, кроме как на финансирование дорожной отрасли, - говорит Денис Орлов. - Сегодня объем средств дорожного фонда составляет примерно 3 миллиарда рублей, из них 900 миллионов выделяется на содержание и обслуживание межмуниципальных и региональных дорог (сюда не входят федеральные трассы Москва-Санкт-Петербург; трасса Шимск-Старая Русса - Порхов).

Другой фактор, который может изменить новгородские дороги в лучшую сторону – отмена пресловутого Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

- Пробелы 94-го ФЗ, когда на аукционы зачастую выходили «однодневки» или просто фирмы, не имеющие необходимой материальной и технической базы, должны с 1 января 2014 года остаться за бортом аукционов. Пока то, что мы видели, достаточно разумно: там есть самое главное - квалификационный отбор, требования фирме смогут предъявляться по технической оснащенности, персоналу, материальной базе, чего до сих пор не могли потребовать заказчики от потенциального исполнителя, - рассуждает бизнесмен.

Другой нюанс – на контрасте с отсутствием контроля на этапе отбора исполнителя по масштабным контрактам у нас дотошно контролируют соблюдение маленьких рамочных договоров, которые заключаются между дорожными организациями и сельскими поселениями. Проверить, какой техникой ведутся работы, могут одновременно прокуратура, Ростехнадзор и ГИБДД.

И это опять же упущения 94 ФЗ, это нонсенс! Ведь эти проезды менее важны по сравнению с областными дорогами. Но внимание более пристальное к мелочам, нежели к основному контракту, по которому работаем мы и остальные подрядчики в области.

Эта ситуация должна быть исправлена сведением контрактной системы, - сетует представитель «НДРП».

 

Непредвиденные расходы

Вся эта система хронического недофинансирования приводит к тому, что одни дорожники копят многомиллионные долги (на существующих в районах области ДЭПах колоссальные долги, многие просто убыточны), а другие влезают в раздел «непредвиденные расходы» заключенных контрактов.

Взять хотя бы зимнее содержание дорог. По нормативу «Росавтодора» в нашей климатической зоне за зиму насчитывается примерно 71 день с возможностью выпадения снега и образованием гололеда. То есть, следуя логике, дорожники при нормальном финансировании должны 71 раз дорогу почистить и посыпать песчано-соляной смесью.

- По нашему же контракту, а мы обслуживаем Новгородский и Батецкий район, средства выделены из расчета на 15 чисток и 8 посыпок одного и того же участка дороги. Мы, конечно, понимаем, что «Новгородавтодор», прописывая такие нормы, исходит из возможностей областного бюджета. Но ведь бесплатного ничего не бывает: машины вырабатывают свой ресурс, потребляют топливо, и все это должно оплачиваться. Потому за эту зиму мы уже выбрали зимнее содержание всего 2013 года (с учетом ноября и декабря будущей зимы!) - 19 миллионов рублей, и даже залезли в статью непредвиденные расходы. А это еще 2 миллиона. В нашем контракте на непредвиденные расходы заложено всего 18% от общей суммы договора.

Вот и получается, что в лучшем случае, обслуживать в ноябре и декабре дороги будут за счет остатков из той же строки бюджета контракта. Справедливости ради замечу, что так не только в Новгородской области: норматив, посчитанный исходя из российских реалий, не соблюдается практически нигде, если только в отдельных «городах-государствах», как Москва и на федеральных трассах (да и то под сомнением, если вспомнить многокилометровые заторы на границе Тверской и Новгородской областей).

- Есть такой анекдот: в салунах Дикого запада висела табличка: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». У нас примерно та же ситуация, если ее перефразировать - не ругайте дорожников, они работают в тех условиях, в которых им позволяют работать. Если бы мне дали 820 тысяч рублей на километр дороги и 3-летний контракт, мы бы за 3 года такое понастроили... – мечтает дорожник. - Но даже при том, что мы имеем, нам пока удавалось обеспечивать проезды ко всем населенным пунктам обслуживаемых нами районов: все дороги должны быть круглый год в таком состоянии, чтобы по ним можно было проехать. Ведь люди живут везде, и не важно, что в деревне осталось 3-4 дома. Проезд той же скорой помощи или пожарной должен быть обеспечен и к ней.

«НДРП», как выяснили «Ваши новости» не получали нареканий за свою работу, даже в декабре 2012-го, когда в городе, как вы помните, творилось нечто невообразимое... Не получила и похвалы. А жители Поозерья, да и других деревень Новгородского района подтвердят, что если и приличного капремонта они не видели давно, то уж содержание их дорог достойно положительной оценки. В чем секрет успеха этой фирмы? Возможно, желание укрепиться на рынке, когда не последние люди в области грозят отдать ремонты на откуп «варягам»...

- Так как мы сориентированы на долгосрочную работу, мы несем за нее ответственность. Я за то, чтобы на этом рынке работали предприятия, которые имеют опыт и способны нести гарантийные обязательства. Но, я с трудом представляю, чтобы на содержание дорог сюда могла придти нормальная ответственная иногородняя компания. У нас в Новгородском районе есть 3 базы: в самом Великом Новгороде, селе Гора (в сторону Батецкой) и в Броннице, где у нас располагается техника и позволяет оперативно работать по трем локациям. Сегодня у нас 68 единиц техники в Новгородском районе и мы самое крупное и наиболее обеспеченное материальной базой предприятие дорожной отрасли. В прошлом году мы вложили в развитие предприятия 56 миллионов рублей, из них 35 пошло на закупку техники.

Сегодня у региона существует проблема, и этот факт. Но она не столько в системе, сколько в персоналиях - уверены дорожники.

«Все зависит сегодня от администрации: перейдем ли мы на 3-летние контракты, будут ли жить районные ДЭПы, - говорит Денис Орлов. - Я тоже не летаю над дорогами, и езжу по ним. Естественно, все надеются, что дороги будут становиться лучше и определенные предпосылки к этому есть».

И все же хотелось бы, чтобы само собой напрашивающееся соображение не стало уже завтра реальностью: когда на смену одному генподрядчику, придет другой, не исключаю, что аффилированный, в котором кто-то заинтересован, который будет также выигрывать аукционы, и, оставляя себе немалые генподрядные, будет распределять крохи между местными дорожниками...

 

Справка ВН: «НДРП» сегодня обслуживает около 1/8 новгородских дорог (порядка тысячи километров из 8000 километров новгородских асфальтовых и грунтовых дорог).

КамАЗы пользуются большой популярностью

Китайский автопром дешевле в ремонте, но при перевозке грузов из-за большей массы их можно использовать не на всех дорогах Новгородчины

Сотрудников на работу отвозят на новеньких ГАЗелях

Фото: Дмитрий Красицкий, magiclady.net