В последние годы всё чаще приходится слышать об успехе Калужской области в деле привлечения инвестиций и развития своей экономики. В 2010 году регион занял первое место в России по темпам промышленного производства, второе место – по объёму прямых иностранных инвестиций, третье место в Центральном федеральном округе (куда входит и Москва) – по размеру средней заработной платы.
О калужских успехах говорят и на Северо-Западе. Недавно полномочный представитель Президента в СЗФО Николай Винниченко давал интервью корреспонденту газеты «Невское время». Корреспондент формулирует:
- Николай Александрович, общественные науки сходятся в том, что роль личности в истории — фактор весомый или вовсе решающий. Значит, успехи или провалы того или иного региона тоже зависят от личности губернатора… Рядовая во всех отношениях Калужская область — инвестиционная столица России, в соседних же губерниях — полный застой…
Полпред с этим фактически соглашается и говорит дальше о показателе популярности губернаторов у населения в связи с их работой:
— Хорошо — по нашим данным — в Вологодской, Ленинградской, Псковской областях…
Новгородская область даже не была упомянута. А ведь когда-то, начиная с середины 90-х, регион был пионером в России в деле привлечения иностранных инвестиций. Но по сравнению с калужанами сейчас наши успехи выглядят совсем скромно.
Калужский прорыв
В 2007 году в технопарке «Грабцево» под Калугой открылся завод Volkswagen. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов позже так расценил это в своём интервью:
«То, что Volkswagen открыл под Калугой производство, стало знаковым шагом для нас. А также сигналом для других иностранных компаний, которые пришли к нам позже. Общеизвестно, что немецкий автопроизводитель изначально анализировал вероятность своего присутствия в разных регионах. Но выбор он сделал в пользу Калуги. Кабальных соглашений мы точно не подписывали. Достигнутые договоренности полностью соответствуют инвестиционным ожиданиям обеих сторон. Могу предположить, что столь крупного инвестора привлекла прежде всего удобная логистика, близость Калужской области к Москве – основному рынку сбыта. И, конечно, сыграло свою роль то, что мы обеспечили Volkswagen режим наибольшего благоприятствования».
Сейчас Volkswagen строит в регионе второй завод. А кроме него здесь разместили свои производства Volvo, Peugeot-Citroёn. Разместились в Калужской области также Samsung, John Deere, Nestle, Hemofarm, Lotte, L’Oreal, General Electric. Недавно положено начало строительству завода по производству высококачественного инсулина датской компании «Ново Нордиск».
- Инвестиционный бум был далеко не случайным, - рассказал нам генеральный директор «Агентства регионального развития Калужской области» Илья Веселов. - Его долго и тщательно готовили, обеспечив для начала необходимую законодательную базу, а затем вложившись в подготовку площадок для новых предприятий.
Приходилось слышать мнение – получила Калуга большой кредит от ВЭБа и на эти средства, с помощью этих денег обеспечила себе приток инвесторов. Однако это не совсем так. С 2006 года администрация начала выкупать земли для обустройства на них технопарков. Вложено в это было около полумиллиарда рублей.
А затем, действительно, был получен под гарантии области крупный кредит от Внешэкономбанка. ВЭБ выкупил 25% акций ОАО «Корпорация развития Калужской области» - оператора индустриальных парков региона.
Кстати, в регионе были созданы и другие организации, специально нацеленные на работу над его развитием - ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области».
Первые индустриальные парки области - Ворсино и Грабцево - имели площади 1837 га и 591 га соответственно. Сейчас парков уже девять, и их число намерены увеличивать. Индустриальный парк – это площадка, куда подведены газ, вода, электричество, автомобильные дороги, железнодорожные пути. Заходи и стройся. Конечно, для инвестора это серьёзно сокращает сроки строительства и удешевляет его.
В некоторых случаях землю предприятия выкупили. И тут важный момент – себестоимость одно квадратного метра после всех проведённых работ составляла около 55 долларов. Предприятия выкупали её значительно дешевле. И правительство области из регионального бюджета компенсировало «Корпорации развития» разницу.
И вот – результат такой политики: в 2010 году Калужская область привлекла 7,6 % всех иностранных инвестиций страны — 1,2 миллиарда долларов.
Крупные иностранные предприятия стали приходить в регион в 2007 году. На пять лет им было предоставлено освобождение от налогов. Для большинства из них этот срок ещё не истёк. Но в начале 2012 года от инвесторов уже было получено более 1,5 миллиарда рублей налогов…
Готова ли Новгородчина к прорыву?
Должна ли Новгородская область – когда-то лидер по привлечению иностранного капитала – использовать опыт других регионов, которые теперь являются передовыми в этом отношении? Об этом мы говорили с новгородскими бизнесменами, экономистами, представителями исполнительной власти.
Генеральный директор компании «Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород» Борис Каплун в прошлом году на встрече с представителями власти высказал мнение, что у представителей крупного бизнеса должна быть возможность прямой связи с главой региона. Кстати, глава Калужской области даёт номер своего мобильного предпринимателям.
- Нет, с тех пор ничего не изменилось, - сказал «Вашим новостям» Борис Каплун. – Конечно, мобильный губернатора – это не самый важный фактор. Но это – в практике передовых регионов. Я считаю, что глава области должен не только собирать бизнесменов два раза в год на «партхозактив» и обсуждать с ними, допустим, уборку города, но и беседовать с ними по вопросам, которые интересуют бизнес.
Секретарь новгородского отделения «Деловой России» Виталий Денисов считает, что высшее руководство должно демонстрировать свою приверженность притоку инвестиций в регион и поддерживать инвестиционный процесс «от начала до конца».
- Мы объясняем, что никто не пойдёт строиться в чистом поле. Да и нет у нас этого чистого поля – один сплошной бурелом. Если хотим получить отдачу, нужны серьёзные вложения в создание индустриальных парков. Есть опыт соседних регионов – Псковской и Тверской областей. Псков, например, реализует проекты двух индустриальных парков – «Моглино» и «Ступниково». Есть программа предоставления субсидий по организации проектов по созданию индустриальных парков.
Нет, технопарки, которые в Калужской области стали создавать в 2006 году, в Новгородской области тоже есть … в планах.
Первый заместитель председателя экономического комитета Новгородской области Евгений Богданов сказал «Вашим новостям»:
- К сожалению, калужский опыт нельзя просто так клонировать. Когда я говорил с людьми из Калуги, они признавали, что в своё время шли на серьёзный риск, который, к счастью, оправдал себя. Но они говорят, что если бы приступали к решению этой задачи сейчас, то под технопарки брали меньше земли.
По словам Богданова, сейчас разрабатывается проект первой площадки-технопарка, в перспективе – ещё две. Размещать их решено на муниципальных землях. Участки будут обеспечены всеми необходимыми коммуникациями. Возможно, будут и корпуса.
- Да, конечно, металлургический или нефтеперегонный завод таким способом не разместить, - говорит Евгений Богданов. – Но средние предприятия вполне можно расположить в стандартных корпусах. Наиболее приемлема, на мой взгляд, ситуация, когда коммерческий оператор сам ищет компанию, которая готова прийти на этот участок, и соответствующим образом его подготавливает.
Без серьёзных вложений в инфраструктуру уже не обойтись – сейчас регионы борются за инвесторов, стараясь их завлечь более благоприятными условиями. В чистом поле сейчас мало кто готов строить завод. А вот налоговые льготы воспринимают как само собой разумеющееся.
В Новгородской области инвестор сейчас получает следующие льготы – снижение налога на прибыль на 4,5%, на 50% - транспортного налога и освобождение от налога на имущество. Всё это – на период до начала окупаемости проекта.
Недавно и у нас создано «Агентство по развитию Новгородской области». В планах администрации – до конца года запустить специальный портал для потенциальных инвесторов со всей необходимой информацией на английском, немецком и русском языках. Будут работать дальше и над снятием административных барьеров. В перспективе – прийти к практике одного окна: представитель предпринимателя обращается один раз, а дальше все необходимые документы для него готовят.
Своё мнение высказал и новгородский предприниматель Алексей Тихов (компания «РОЛС»):
- С трудом представляю себе, чтобы кто-нибудь из нынешних политиков области взял на себя риск на серьезные вливания в строительство индустриальных парков. Не знаю, пойдет ли губернатор на такой шаг на фоне долговых обязательств области и огромной социальной бюджетной нагрузки. Тем более, он скорее всего, понимает, что эффект от создания этих парков не будет мгновенным. Ситуацию усугубляет и тот факт, что некоторые из заместителей руководителя области, курирующие экономику, либо сидит на чемоданах, либо боятся проявить инициативу, либо могут попросту не понимать сути потенциала от реализации такого проекта. А здесь как в бизнесе: не развиваешься ты - развиваются другие.
Самое печальное, что без массового создания современных производств и возможностей для начинающих предпринимателей открыть свое дело на готовых уже площадках, мы и дальше будем терять самую дееспособную часть общества - молодежь, миграция в столицы которой сегодня приняла просто катастрофические масштабы для нашей области. Рожаем здесь, тратим колоссальные бюджетные средства на медицину, детские сады и образование, а когда подходит трудоспособный возраст, молодые уезжают.
- Но к созданию индустриальных парков у нас всё-таки приступают…
- Учитывая уже сказанное, я не уверен, что они появятся у нас в ближайшее время. Деньги, заложенные в бюджет, незначительные, и их, возможно, не хватит даже на проектные работы. Отрадно слышать, что размещать их хотят всё же на муниципальных землях. А то недавно разговоры были о частной площадке Бабиновского цементного завода. И какой же это был бы технопарк? «Торговик» и только! Вообще, я очень скептически отношусь к появлению частных парков, потому что цена для прихода инвесторов будет отнюдь не привлекательная. Подобные проекты должны реализовываться исключительно на государственные средства, а окупаться в основном за счет потенциальных налоговых поступлений.
- А какая польза от таких парков может быть для развития малого бизнеса?
- Индустриальные площадки - это же не только голая земля с подведенными газом и электричеством. Это еще и готовые корпуса, нарезанные на сектора, где любой желающий, в том числе и начинающий предприниматель, может прийти и взять необходимый ему объем площади для того чтобы поставить какой-нибудь станок. Причем в том и другом случае устроителями технопарков должны быть заранее решены вопросы с экологами, санитарно-защитными зонами, пожарными, технадзором и т. д.
Ксения Черепанова, экономист:
- Свои позиции всероссийского лидера по привлечению иностранных инвестиций Новгородская область утратила лет пятнадцать назад, еще при Михаиле Прусаке. Нынешний губернатор Сергей Митин, надо отдать ему должное, способствовал декриминализации региона, однако сформировать благоприятный инвестиционный климат пока так и не смог. Не видно системных решений по снижению административных барьеров и уровня коррупции, созданию привлекательного налогового режима для инвесторов. Новые проекты, главным образом, в аграрном секторе, рождаются не благодаря инвестиционной среде, а скорее прошлым связям Сергея Митина, наработанным в Минсельхозе, и ощутимой подпитке в виде субсидий из бюджета.
Только всё же не Калуга…
В новгородской администрации, впрочем, считают, что показатели у нас неплохие. За 9 месяцев 2012 года 27,5 миллиардов инвестиций привлечено предприятиями области в основной капитал, а по окончании финансового года ждут, что эта цифра вырастет до 44 миллиардов. В 2013 году ожидают уже 50 миллиардов, в 2014-м – 57,68 миллиарда. Привлечено 455 миллионов долларов иностранных инвестиций, из них 106 миллионов – прямые (то есть, не кредиты) инвестиции в уставной капитал предприятий. Если сравнивать 2012 год с предыдущим, то объём инвестиций вырос в Новгородской области на 19,6%. При сравнении со среднероссийским показателем в Новгородской области объём инвестиций - на 7 процентов выше.
Но в сравнении с той же Калужской областью (пусть даже с поправкой на количество населения, которого там – немногим более миллиона человек) наши успехи смотрятся гораздо скромнее.
Критерии | Новгородская область | Калужская область |
Объём отгруженной продукции (январь-сентябрь 2012 года) |
97 миллиардов рублей (рост 7% к аналогичному периоду прошлого года) |
Калужская область – 325 миллиардов рублей (рост – 25%). |
Объём работ в строительстве (январь-сентябрь) |
10 миллиардов рублей (рост 14%) | 32 миллиарда рублей (рост 42%) |
Объём инвестиций в основной капитал (январь-сентябрь) |
27 миллиардов рублей (рост 20%) | 53 миллиарда (рост 33%) |
Очевидно, что для динамичного развития и нашему региону нужны серьёзные шаги, нетривиальные решения и политическая воля губернатора Сергея Митина.
Строительство аэропорта идет «бурными темпами» начиная с 1987 года, каждый год, все больше и больше становится в виртуальном пространстве обещаний, что вот-вот уже «завтра» откроют терминал, и полетят Боинги Аирбасы и суперджеты со всех стран в ГВН (господин великий Новгород);
Второй уникальный проект это о строительстве транспортно-логистического комплекса на реке Волхов ещё в 2008 году говорило руководство Новгородского речного порта. В интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запад» бывший генеральный директор порта Виктор Петров рассказал, что строительство этого комплекса позволит обеспечить поставку больших объёмов стройматериалов не только в Великий Новгород, но и в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Говоруны, быстро подхватили инфу, и давай во все колокола, нам темным жителем Ногорода объяснять, что этот проект очень нужен, как будто кто-то против и не разрешает им его строительства. «Бросить якорь в Кречевицах», в статье заявлено, заработать на полную мощность транспортно-логистический центр должен к 2014 году;
Третий величайший проект – это мост, ну нам тут рассказали, что он будет 8-полосным с двумя тротуарами с каждой стороны и шириной в три метра с деревянными акустическими экранами. Губернатор Новгородской области Сергей Митин считает, что третий автомобильный мост через реку Волхов в Великом Новгороде может быть построен в течение ближайших двух-трех лет. Мост этот большой красивый и так необходимый городу, обратите внимание «может быть построен в течение ближайших двух-трех лет», может или не может - вот в чем вопрос?
- Самый чистый город;
- город, в котором не распивают спиртное в автобусах и на улице и общественных местах;
- город, в котором нету луж, канав и ям;
- город, в котором нет автопробок;
- город, в котором чиновник, реально помогают его жителям решать проблемы;
-город, в котором лучшие учебные заведения;
-город, в котором нет безработных.
Артамонов пришел во власть в Калужской области в качестве вице-губернатора аж в 1996 году. В паре с губернатором Сударенковым. От "партии-спойлера" Патриоты России, как тут некоторые любят пыхтеть.
Губернатором стал в 2000, когда Сударенков ушел на повышение в Москву. И работает там активно и плодотворно уже 12 лет именно как губернатор.
К чему я это все - чтобы Калужская область "выстрелила" сейчас неплохая команда управленцев работала там ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ. Несколько лет можно скинуть - рванули они не сейчас, а еще несколько лет назад.
А что у нас? Коля-Бес? Мхитарян? Петров? Губернатор, ушедший с повышением - кур голодом морить? Сгоревшая Икея? И вот теперь начинается вой горестный, что за пять лет не сделано того, что другие неглупые люди сделали за пятнадцать? Когда Пруссака сняли по началу пришлось почти всю верхушку милиции по области вычищать. А "первых людей" и "почетных граждан" ловить с сажать. И голосят прежде всего те люди, которые не прочь спеть дефирамбы "расцвету демократии" при Пруссаке.
Как ориентир и пример достижения соседей - понимаю. Как повод пробурчать что-то про "да у нас тут ни чего не умеют" после самых натуральных бандитских времен - нет.
И про "понаехавших", и про "скрытый рэкет", "не готовы к переменам". Господа комми-рупоры. Ваше замечательное отделение слило за последние несколько лет вообще все, что имело. Болтологией на ровном месте вы еще заниматься можете - а вот с остальным, увы, все очень печально.
У вас ВООБЩЕ нет людей, способных что-то осязаемое спланировать и построить. У вас уже нет нормального представительства в органах законодательной и исполнительной власти ( во сколько там раз за последний выборный цикл упало число депутатов от КПРФ? В три раза? От 10% до 3%?).
Вся деятельность КПРФ в последнее время все больше уходит в сторону генерации скандалов и нытья, с целью задешево сохранить статус кво. Обалденно.
К чему это все. Смешно читать прочувственные речи от представителей партии, слившейся в ноль. Вы-то явно ни какая не альтернатива. И бухтение в стандартных выражениях вызывает только недоумение.
"город, в котором лучшие учебные заведения" такой город может быть только один и Новгород им быть не может в принципе.
"город, в котором чиновник, реально помогают его жителям решать проблемы" такого города тоже не существует. Не только в нашей стране!
"город, в котором не распивают спиртное в автобусах и на улице и общественных местах" ну а это у нас есть.
О чем ваш комментарий?
И самое главное что меня поражает. Показатели новгородской области действительно ниже в 2-3 раза чем в калужской, но ведь и наши тоже в плюсе.
Как видим - в Калуге много работали. Их рост не с неба упал. И те же индустриальные парки и налоговые льготы для инвесторов - не в момент возникли.
С уважением.
http://deloros.ru/main.php?mid=197&doc=24126
5 декабря - второй день работы конференции «100 шагов вперед к благоприятному инвестиционному климату». Главная тема, которую обсуждали участники пленарного заседания: «Новые стандарты взаимодействия власти и бизнеса. Как обеспечить инвестиционный рост в регионах?»
«Обычно регионы работающие над инвестклиматом, начинают с налоговых льгот, налоговых каникул, субсидируют процентные ставки, создают индустриальные парки, бизнес инкубаторы, создают корпорации развития. Все это делается, но реально привлечь инвестиции почти ни у кого не получается. Главное в привлечении инвестиций в регион - личная позиция губернатора.Необходимо, чтобы он сам лично работал с инвестором, как с клиентом, которому надо оказать качественные услуги, настраивал всю свою команду на решение этих проблем. Без поддержки первого лица, невозможны масштабные реформы, не на федеральном, не на региональном уровне.В случае личной заинтересованности первого лица и индустриальные парки не простаивают, и корпорации развития реально работают, а не становятся очередным административным барьером, и налоговые льготы становятся востребованы. Об этом говорила вчера и коллега из Сингапура: главное изменить сознание, изменить отношение, изменить культуру», -убежден сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка.
Он также рассказал: «Мы полгода назад в Казани обсуждали работу экспертных групп, когда сам бизнес оценивал работу органов государственной власти. Были такие регионы, где бизнес просто побаивался входить в эти экспертные группы, это характеристика инвестклимата уже сама по себе.В одном регионе бизнес не постеснялся поставить неудовлетворительную оценку власти по одному из показателей, причем это была Калужская область, одна из передовых в плане инвестклимата. Это самое яркое свидетельство того, что в этой области благоприятный инвестклимат, поскольку бизнес не боится прямо указывать на недоработки власти. Спустя полгода руководство области по оценки бизнеса получило пятерку. Следовательно, там есть реальный диалог, власть слышит бизнес и реагирует на его замечания действенной и оперативно. Это очень показательный пример эффективности работы губернатора Калужской области».
Еще одна проблемафедерального уровня, на которой Александр Галушка заострил внимание: межбюджетные отношения, их выравнивающая распределительная функция с одной стороны и стимулирующая функция - с другой.
«Сейчас система работает так, что любому губернатору проще получать федеральные дотации, а не работать самому. Тот губернаторкоторый сумел привлечь инвестора, получает меньше дотаций, больше работы и налогов надо платить больше в федеральный бюджет. Эта серьезная проблема именно для передовых губернаторов. Отсюда необходимость повышать стимулирующую функцию межбюджетных отношений, чтобы инвестиционное губернаторы были не исключением, а правилом», - подчеркнул он.