Проект «Уголки»: Со-До и ее уникальный частный музей в деревне Сопины Боровичского района

Спасла от разрушения

Деревня Сопины Боровичского района находится буквально на границе с Хвойнинским, в Кончанско-Суворовском поселении. Знаменита она тем, что она была вотчиной полководца Александра Суворова. Здесь он отстроил белокаменную церковь во имя Святой Троицы, которую сейчас восстанавливает группа энтузиастов.

Троицкий храм является одним из лучших произведений архитектора Николая Львова – одного из наиболее известных русских зодчих конца XVIII века.

А сейчас в Сопины туристов привлекает и дом-музей члена союза художников СССР, иллюстратора детских книг Татьяны Соловьёвой-Домашенко (Со-До). Именно Татьяна Васильевна иллюстрировала те самые книжки знаменитых сказочников, которые в дети 60-80-х буквально «залистывали до дыр», рассматривая картинки…

Примечательно, что дом-музей с картинной галерей художница устроила в деревянном здании исторического значения, чем буквально спасла его от разрушения. Оно было возведено в конце XIX века для второклассной учительской школы, действовавшей при сельском Троицком храме.

С 1927 по 1980 год в этом здании размещалась Сопинская школа, сначала семилетняя (до 1951 года), а затем средняя. После закрытия школы двухэтажное деревянное здание долгие годы пустовало. Несколько раз выставлялось на торги, желающих не находилось, бывшую школу хотели уже сносить…

- Цена всякий раз снижалась. И тут совпали два обстоятельства. Бывшую школу снова выставили на торги, а у меня появились деньги, наследство от умершего отца. А главное, к тому времени у меня накопилось много работ. В том числе, и по суворовской тематике. Этот человек меня вдохновляет! А картины всё-таки не должны лежать на чердаке, - рассказывает художница.

Дом-музей Татьяна Васильевна создаёт с 2003 года, постепенно открывая один зал за другим. Всё, от строительной отделки до оформления выставочных залов, она делает своими руками. Работы по обустройству галереи продолжаются до сих пор. Но на сегодня большинство залов уже завершены и поражают воображение экскурсантов.

И это только начало

Начнем с того, что прежде, чем попасть в дом, экскурсантам надо пройти мимо сторожки, которую охраняет нарисованный во весь рост солдат-гусар со штыком.

Далее по каменному мостику и мимо сказочных драконов вы проходите на порог дома. А за дверью – попадаете в настоящую сказку!

Здесь расписано сказочными персонажами буквально всё - стены, потолки, лестница… Причём, в своих работах художница использовала не только краску - и монеты, и ткань, и другой подручный материал. Здесь декор переплетается с графикой, графика – с живописью, и всё настолько насыщенно, что от изумления ты не можешь и шаг шагнуть. «Спасает» тебя хозяйка дома, препроводив в краеведческий зал. И сказка на какое-то время остаётся позади.

Это первый зал, куда приводит своих гостей Татьяна Васильевна. В нём особое место уделено именно полководцу Александру Суворову. А иначе и быть не могло. Первым делом, приехав в Сопины, художница изучила историю этого места, что естественно нашло отражение в её творчестве.

На какой-то момент показалось, что художница просто «продлила» ряд экскурсий, посвящённых великому полководцу, которые берут начало в Кончанско-Суворовском, а потом плавно переходят в Сопины, к «Суворовским» храмам и – в картинную галерею художницы…

Что вполне объяснимо. Татьяна Васильевна – активный участник инициативной группы по сохранению и восстановлению «Суворовских» храмов в Сопинах и приданию им статуса памятников федерального значения.

Но этот краеведческий зал – только начало музея. Центральное место в нём занимает карта Сопин.

Это своеобразный ковёр почти на всю стену, где Сопины с её улочками, домами, храмом, реками и озёрами представлены в виде аппликации из материи. Она появилась, когда экспонатов было ещё мало, и требовалось занять место…

Здесь же – крестьянская утварь, которую принесли и продолжают приносить местные жители, собирая со своих чердаков и подвалов. Многие вещи Татьяна Васильевна отреставрировала. Здесь же – и её картины-портреты видных людей Сопин, начиная с Александра Суворова.

Многие экскурсанты здесь задерживаются надолго, полагая, что на этом экскурсия и завершится, что дальше и смотреть-то нечего будет. Но это ошибочное впечатление. То, что ждёт экскурсантов впереди – словами передать невозможно.

Второй зал, посвящён работам отца художницы, впечатляет не меньше. Василий Соловьёв тоже был художником. Он – фронтовик, под Сталинградом получил тяжёлое ранение и выжил чудом. В послевоенные годы он работал в Союзе художников Киргизской СССР. Писал всю жизнь – и картины однополчан, и пленных немцев, и чабанов-ударников. Портреты – как живые люди, а пейзажи – просто изумительны. Любопытно, что все его работы – это открытки, то есть написаны на бумаге форматом открытки. Так тогда было принято. Но настолько прорисованы детали, что все они представляют собою полноценные картины.

Татьяна Васильевна собрала все работы отца, который особо ими не дорожил. Систематизировала их и выставила на обозрение. И это тоже – только начало её галереи.

От сказки – к сказке

Сказка в этом доме всюду сопровождает вас. Как только ты выходишь из одного зала, чтобы пройти в другой, непременно попадаешь в сказку, где на тебя смотрят то наивные дракончики, то кошечки, то изучает вас холодным взглядом Снежная королева… Знакомые с детства персонажи – это работы Татьяны Васильевны.

Она проиллюстрировала более сорока детских книг. Когда ты заходишь в зал, посвящённый её работам, где выставлены книги, которые тебе в детстве читали родители, словно попадаешь в детство. Здесь начинаешь понимать, почему хозяйка дома кажется тебе давней хорошей знакомой, почти родной. Самуил Маршак, Николай Носов, Виктор Астафьев, Александр Кушнер… Многие детские писатели остались в нашей памяти во многом благодаря рисункам Татьяны Соловьёвой-Домашенко.

Впрочем, в последние годы она больше времени отдаёт не графике, а живописи. Пишет на разные темы. Ещё один зал посвящён женскому портрету, так называемый, Большой Белый зал. Эту серию она делала по заказу Дома учёных к 8 марта в 2003 году. Её попросили написать узнаваемых женщин. Здесь есть и Эдита Пьеха, и советский нейрофизиолог Наталья Бехтерева. «Она очень болела в то время, у неё руки тряслись, когда я её писала. Но всё равно позировала. Волевая женщина. Такая значительная», - вспоминает Татьяна Васильевна.

Есть Зимний зал, где выставлены картины с зимними пейзажами, Зал, посвящённый духам Земли, ещё до конца не оформлен. Названия картин говорят сами за себя – «Экологические страдания», «Синдром динозавра», «Вечные тайны земли», «Добро и зло». А вот Зал путешествий обставлен табуретами-пеньками, как в сказке – сел на пенёк, съел пирожок…

Удивительно, что и мебель, и внутренняя отделка – всё сделано руками художницы. Ей подвластны не только кисти, но и любые строительные инструменты, включая бензопилу.

Особое место в её творчестве занимает духовная тематика. И причиной тому явились жизненные обстоятельства, собственно, почему семья и перебралась жить на боровичскую землю. Купила с мужем домик вначале в одной деревне, потом – в другой. А когда картины стали их вытеснять, выкупили и бывшую школу в Сопинах.

«Всё предопределено Небесами»

Татьяна Васильевна убеждена:

- В жизни случайностей не бывает. То, что мы сейчас живём здесь, что создаём в этом доме музей-галерею, предопределено Небесами.

Раньше она с мужем Николаем Домашенко, тоже художником, жила на окраине Санкт-Петербурга, в Рыбацком. Сейчас там новостройки, а тогда было изумительно живописное место с интересным неповторимым ландшафтом. Именно там был дом семьи художников. Наверное, и сейчас жили бы там. Но Рыбацкое власти стали готовить под снос. Дома государство выкупало, выплачивало людям компенсацию…

Это было ещё в советское время и местные жители были уверены, что им удастся отстоять Рыбацкое с его неповторимым ландшафтом. Они создали общество в защиту Рыбацкого, Татьяна Васильевна была одним из активистов. Она написала множество пейзажей неповторимых уголков посёлка, инициировала выставки с целью привлечь внимание общественности и повлиять на решение властей.

Увы, отстоять местность не удалось. Все постройки снесли, ландшафт выровняли и застроили территорию типичными «коробками». И теперь прошлое Рыбацкого живёт только в картинах Татьяны Со-До…

Так вот именно в те годы противостояния власти и общественности в доме художницы случился пожар. Дом-особняк сгорел дотла, а семья чуть было не погибла в огне. И это был поджог.

- Причин пожара, как я полагаю, было несколько. Одна – чтобы не выплачивать компенсацию за снесённый дом. А он был полностью благоустроен, отделан, словом, дорогой.

В то время был такой период, когда государство ещё было сильным, но безнравственным. Тогда в Рыбацком много таких домов, как наш, горело. Вторая причина – то, что я была активисткой движения. Буквально за неделю я вывезла из этого дома на выставку серию картин в защиту Рыбацкого. Теперь часть находится в местном краеведческом музее, - рассказывает Татьяна Васильевна.

(Кстати, за эту серию картин ей присвоено звание Почётного гражданина Рыбацкого).

Эта трагедия изменила не только ход жизни художницы, но и её мировоззрение, которое нашло отражение в её работах.

- Был дом – полная чаша! Я много работала, быстро, деньги не считала. И дом обустраивала, не считая деньги. Обои – набивной лён, люстры – хрустальные. А сколько было антиквариата! Мастерская, картины… И в один момент – всё исчезает! Но дело даже не в этом, материальную потерю я перенесла легко. Я никогда не была «прилеплена» к деньгам. Только работы было немного жалко, мне было уже 40 лет. А с другой стороны, ну, и что, что сгорели мои картины? Новые работы напишу, - рассказывает художница.

Её потрясла вереница событий, которые произошли до пожара и после него. Благодаря чему вся её семья осталась жива, и даже муж, который получил 40% ожогов – тоже выжил? Иначе, как помощью Небес она назвать всё это не может. И всё это нашло непосредственное отражение в её творчестве. Она переключилась на тематику, ранее её не захватывающую…

Впрочем, судите сами, насколько череда случайностей была случайна.

Трагедия как экзамен

Трагедия случилась в февральскую ночь 1986 года. На второй этаж коттеджа, где была мастерская, кто-то бросил фосфорную гранату. В то время там спала дочь мужа. А ещё в доме, кроме супругов-художников, жил и 14-летний сын Татьяны Васильевны.

Художница рассказывает:

- То, что мы все остались живы - чудо. Эта фосфорная граната давала чудовищную температуру за очень короткий период времени и газ, от которого все бы задохнулись. Мы потом долго все кашляли от пепла. Но проснулись мы благодаря щенку.

Буквально за несколько дней до пожара щенка им принесла знакомая: ложилась в больницу, а собачку было не на кого оставить. Это был щенок собаки художников. В день пожара собаку убили, а щенок был в доме. Он-то всех и разбудил. Муж кинулся на второй этаж спасать дочь. Спас, получив чудовищные ожоги.

На удивление пожарные и «скорая помощь» приехали быстро. Оказалось, что их вызвал дежурный местной части милиции: вдруг в два часа ночи он решил выйти во двор, чтобы проверить машину. Чего никогда раньше, как сам впоследствии удивлялся, не делал. Увидел дым столбом и позвонил в пожарную часть.

А далее и вовсе случилось невероятное. Из трёх больниц Ленинграда, которые поочерёдно несли дежурство на случай ЧП, работала именно та, которая и могла оказать помощь человеку, получившему 40 процентов термических ожогов. Николая Домашенко отвезли в Военную-медицинскую академию. В те годы шла война в Чечне, и Академию снабдили современным оборудованием, что и спасло жизнь Николаю.

- Этим я прошла какую-то проверку. Ощущение, что какой-то экзамен выдержала. Мы перебрались к маме, потом нам Союз художников выделил мастерскую с облупленными потолками, где мы работали и жили. Это было такое счастье. Мы прошли проверку и безработицей. У меня всегда было много работы, я очень хорошо зарабатывала, а здесь заказов становилось всё меньше и меньше…
Словом, так художники и оказались в Боровичском крае. А всё, что они пережили, воплотилось в серию картин на духовную тему.

С благословения епископа Ефрема

Духовной теме в доме-музее художницы посвящён отдельный зал. Причём, многие картины, как уверяет художница, она увидела во сне, и только потом зафиксировала их на полотне.

Одну из таких картин она назвала «Второе пришествие» - Христос в золотистом овале с книгой в руке на фоне зимнего безлюдного, безжизненного пейзажа.

«Мне показали этот сюжет, как картину. И я проснулась и зафиксировала Христа на зимнем фоне. Никакого сюжета здесь нет. Просто показали, как данность.

Мне бы такое и не придумать. Я подумала, что Христос, спускаясь с книгой, несёт обновлённое учение. Потому и назвала картину «Второе пришествие». Хотя, отец Иоанн дал другую трактовку: в любой пустыне везде присутствует Бог, даже где нет людей», - рассказывает Татьяна Васильевна.

Картина «Богоматерь – защитница земли Русской», которую она увидела во сне, оказалась пророческой. Богоматерь, расставив руки, словно куполом закрыла собою Россию с её храмами-свечами, а за спиной Пресвятой Богородицы свирепствует смерч с узнаваемым ликом демона.

«Я проснулась, быстро сделала наброски, а буквально на следующий день все каналы ТВ вещали только об одном – Америку накрыл невиданной силы ураган «Финта». Он прошёлся по всему Западному побережью, и через Скандинавию пришёл в Россию, правда, уже лёгким ветерком. Вот такое удивительное пророческие видение мне было», - рассказывает Татьяна Васильевна.

На религиозную тему у неё много картин. Пишет она их с благословения епископа Боровичского и Пестовского Ефрема.

Есть картина «Поиски счастья». «Счастье все ищут в материальном, а счастье – это состояние души. Надо просто поднять к Небу глаза. Счастье там. Счастье оно идёт от Небес», - так трактует тему художница. Картина «Лестница» - это тяжкий путь к духовному совершенству. Каждая из её картин представляет воплощение мыслей на полотно.

Ещё одна серьёзная тема – «Схождение духа в материю», на которой изображены три женщины, первая из которых почти нагая и держит в руках павлина. «Я сделала картину в аппликации. Дух стремится к вечности. Павлин – символ вечности, потому что считался нетленным. Но вот уже материя его начинает окутывать. Вот уже не полная материя, я её изобразила в виде полупрозрачной и почти одетой женщины, а дальше - торжествующая материя с жезлом идёт. Абстрактная мысль воплощена в реальных формах», - объясняет художница сюжет картины.

Татьяна Васильевна говорит:

- Любимых картин у меня нет. Пока она не написана, я ею живу. Она самая любимая. Я её написала, и она начинает жить своей жизнью. Каждая картина – это переживание. Когда какая-то тяжёлая полоса идёт, на эту тему напишешь картину, становится легче. Этот состояние выливается в эту картину. И освобождаешься от такого состояния, оно меня отпускает.

К таким картинам относится и картина «Судьба» - это хождение по волнам: через крушение к надежде мы по жизни идём на свет маяка… Все картины перечислить невозможно, это просто надо видеть. Но сразу оговорюсь, чтобы увидеть и прочувствовать все её работы, одного дня будет мало.

* * *

Сейчас художница работает над серией картин «Мгновения жизни». А ещё продолжает работать над оформлением других залов дома-музея и обустраивает соседний дом под картины своего мужа, с которым, кстати, живёт отдельно. Две творческие личности под одной крышей не уживаются, но, живя порознь, очень тесно общаются и помогают друг другу. Это второй брак художницы. Четыре года жизни с первым мужем она считает самыми ужасными. «Нас развели в тот же день, как только мы подали заявление, как только узнали, что муж художницы – электрик. Мы настолько разные, что это понял и судья. Художник не может жить жизнью человека по расписанию, вдохновение может захватить тебя в любой момент. Мы все – фанаты своей профессии», - поясняет Татьяна Васильевна.

Кто приходит в дом-музей Татьяны Со-До, непременно возвращается снова. Просто невозможно за один раз охватить весь поток информации, который несёт в себя её картинная галерея. И всякий раз находит для себя что-то новое.

И если вы поедете по суворовским местам, непременно посетите и музей Татьяны Со-До в Сопинах. Вот только договориться о встрече лучше заранее. Её телефон - 8-921-70-70-179. Вам будут искренне рады.

P. S. Как добраться до Сопин: нужно ехать от Боровичей в сторону посёлка Хвойная. Проезжаете Кончанское-Суворовское, там будет два поворота налево (пусть это вас не смущает). После второго буквально через 1,5-2 км будет поворот налево - в Сопины. Если нечаянно проедете, впереди будет ещё один поворот в Сопины. Просто въедете в деревню с другой стороны. Дом-музей находится на центральной улице недалеко от храма: 

И еще некоторые работы нашей героини: 

Фото автора и Светланы Ивановой (кроме 2-й). Вторая иллюстрация сверху: «Художник Татьяна Соловьёва-Домашенко в интерьерах своей галереи». Село Сопины, 2016. Сергей Подгорков.